Объединение «Умка», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Дом детского творчества № 2

Мой край. Байкал – жемчужина Сибири. Пластилинография. Нерпа


 Тема: Мой край. Байкал – жемчужина Сибири. Пластилинография. Нерпа.

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Создать условия обучающимся для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задачи:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, воспитывать чуткость к художественному слову;

воспитывать гуманное отношение к животным. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине;

воспитывать аккуратность, умение довести начатую работу до конца;

продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;

познакомить с обитателями оз. Байкал; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала;

научить раскрашивать картинку с помощью пластилина;

развивать познавательный интерес, внимание, диалоговую речь;

расширять словарный запас;

способствовать развитию воображения и фантазии, через создание творческой работы. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия.

- Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Всем, добрый вечер!

Между гор и между скал

Блещет озеро Байкал.

Дует с северных низин

Сильный ветер Баргузин.

Волны бьются в берега,

А кругом гудит тайга.

Проступает сквозь туман

Великан Хамар-Дабан.

Дальше — белый, как старик,

Снеговой Мунку-Сардык.

С гор бегут вперегонки

Триста тридцать три реки.

А в средине—между скал

Блещет озеро Байкал.

Про озеро Байкал существует очень много легенд. Легенда – это жанр устного народного творчества: рассказ о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное.

Основная часть.

Предки современных бурят много веков назад придумали очень красивую легенду об отце Байкале, дочери Ангаре и юноши Енисее.

В давние времена могучий Байкал был добрым и весёлым. Очень сильно любил он свою дочь – Ангару. Красивей её не было на свете. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца, никуда от себя не отпускал. Однажды, когда Байкал уснул, решила убежать Ангара к своему возлюбленному Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, не хотел отпускать единственную дочь. Поднялась свирепая буря, почернело небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, а птицы улетели к солнцу. Только ветер выл, да бесновалась вода. Могучий Байкал ударил с силой по высокой скале и бросил её вслед убегающей дочери. Скала упала прямо на горло красавице. Взмолилась красавица Ангара, задыхаясь и рыдая, стала умолять отца дать ей хоть каплю воды. «Я могу дать только свои слёзы», - ответил Байкал. И с тех пор вот уже Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами».

- Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Кто-нибудь знает, что означает слово «Байкал»?(тюрк. «Бай – куль» - богатое озеро, бурятское «Байгал» - огненное озеро).

- Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире(его глубина 1642м.)

- А как вы думаете, почему вода в озере холодная?

Потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. 

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

- Можно ли пить воду из Байкала? Почему? 

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

- А сейчас мы с вами немного поиграем и превратимся в рыбок.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнуться, разогнуться.

То зароются в песке.

Приседали столько раз

Сколько рыбок здесь у нас

Сколько чаек здесь у нас

Столько мы подпрыгнем раз.

- Мы с вами сегодня послушали легенду про Батюшку Байкал, почитали стихи, давайте по отгадываем загадки.

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О … (омуль).

Омуль – это эндемик озера Байкал. Эндемиками являются виды растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно своей территории. Другими словами, это те растения и животные, которые есть только в одном месте. В нашем случае – это озеро Байкал. Омуль водится только на Байкале.

Весит обычно 1—1,5 кг, встречаются особи весом до 7 кг.

Бледно-розова, нежна

Студёная вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Голомянка – сама удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды.

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это (щука)

Щука в Байкале появляется главным образом летом на мелководье, где питается бычками, сорогой и другой рыбой. Но в некоторых районах, в Малом Море, Чивыркуйском заливе и других, щука обитает круглый год.

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название - вопрос!

(бычок- широколобка).

Большеголовая широколобка обычно имеет длину 13-16 см, иногда 22 см. Голова значительно шире туловища. Хвостовой плавник закруглен. Окраска обусловлена местом обитания и меняется от темно-зеленый до темно-коричневый. У рыб, встречающихся на песчано-каменистых грунтах, преобладает серо-бурый цвет на спине и боках, а на всех плавниках наблюдаются черные пятна. Этот вид обитает только в озере Байкал. 

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

Хариус широко распространенным по всей Сибири, разделяют его на два вида, так называемых черного и белого хариусов. Чёрный хариус обитает в южной и северной частях озера Байкал и в реках. Белый хариус немного крупнее чёрного. Он встречается только в озере Байкал.

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

Нерпа один из трех пресноводных видов тюленей в мире, единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале. Раз она обитает только на Байкале, то… она является эндемиком.

- А что интересного мы знаем о нерпе?

Это животное, которое живёт в Байкале. Лежбище на Ушканьих островах. У нерпы есть лапы и хвост.

У нерпы рождаются детёныши – бельки. 

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

- А почему нерпа толстая.

- Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет ее высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут.  Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Байкальский осетр - самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Основной пищей байкальского осетра служат личинки насекомых, все виды ракообразных и байкальские широколобки.

- Сегодня, я предлагаю вам раскрасить замечательную и очень милую нерпу. 

Практическая часть.

- Прежде чем мы с вами начнем наше занятие давайте проверим, все ли готово для выполнения работы!

На наших столах должны быть расстелены клеёнки для лепки, приготовить  наш инструмент для работы, стек (пластмассовый нож), а так же я вам раздам раскраску с нерпой.

- Ребята, теперь, когда у нас готово рабочее место, скажите, как мы будем раскрашивать нашу нерпу?

- Молодцы!

- Мы вспомнили, как надо раскрашивать пластилином. Не забываем, если вы вышли за контур рисунка, пластилин можно аккуратно убрать с помощью стека.

- Скажите, какие пластичные свойства пластилина вы знаете? (Пластилин  может

а) мяться;

б) скатываться;

в) размазываться;

г) рваться (при затруднениях в ответах помогаю).

- Молодцы!

Организация работы по созданию продукта деятельности.

- Для того чтобы подготовить наши пальчики к такой непростой, но интересной работе, давайте их потренируем, сделаем разминку.

- Пальчиковая гимнастика "Тук-тук-тук"

Пальцы в гости приходили. (Хлопки в ладоши)

Тук-тук-тук- стучали в дверь.

(Постукивание по столу подушечками пальцев)

Только дверь им не открыли.

Думали, там страшный зверь.

(Постукивание в кулаки)

Давайте же начнем творить!

- Прежде чем начнем работать пластилином, давайте проговорим несколько правил:

1) нельзя брать стек, без надобности

2) пластилин, не пробуем на вкус, и не кидаем на пол

- Какие по цвету могут быть нерпы?

- Правильно, и теперь мы выбираем цвета для нерп, отщипываем  или отрезаем с помощью стека кусочек пластилина, и начинаем размазывать его по нашей картинке.

Во время выполнения практической работы веду индивидуальную и фронтальную работу.

Рефлексия результатов занятия

- Итак, мы раскрасили наших нерп! А теперь ребята, я попрошу вас убрать все из рук, и подведем небольшой итог нашего творческого занятия

- С каким озером мы сегодня познакомились?

- Как звать красавицу дочь озера Байкал?

- С какими эндемиками мы познакомились?

- С каким материалом мы сегодня работали?

- Что нового вы узнали о нем?

- Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

Заключительный этап

- Ребята, посмотрите, какие замечательные нерпочки у нас получились. Все мы делали одинаковую работу, работали одним материалом, но получились наши  работы разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души.

- Все молодцы. Спасибо за работу. А теперь убираем свое рабочее место!

4 октября 2022 в 10:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.