Объединение «Умка», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Дом детского творчества № 2
Мой край. Байкал – жемчужина Сибири. Пластилинография. Нерпа
Тема: Мой край. Байкал – жемчужина Сибири. Пластилинография. Нерпа. Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал. Создать условия обучающимся для развития творческих способностей в практической деятельности. Задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, воспитывать чуткость к художественному слову; воспитывать гуманное отношение к животным. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине; воспитывать аккуратность, умение довести начатую работу до конца; продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; познакомить с обитателями оз. Байкал; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; научить раскрашивать картинку с помощью пластилина; развивать познавательный интерес, внимание, диалоговую речь; расширять словарный запас; способствовать развитию воображения и фантазии, через создание творческой работы. Развивать мелкую моторику рук. Ход занятия. - Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Всем, добрый вечер! Между гор и между скал Блещет озеро Байкал. Дует с северных низин Сильный ветер Баргузин. Волны бьются в берега, А кругом гудит тайга. Проступает сквозь туман Великан Хамар-Дабан. Дальше — белый, как старик, Снеговой Мунку-Сардык. С гор бегут вперегонки Триста тридцать три реки. А в средине—между скал Блещет озеро Байкал. Про озеро Байкал существует очень много легенд. Легенда – это жанр устного народного творчества: рассказ о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. Основная часть. Предки современных бурят много веков назад придумали очень красивую легенду об отце Байкале, дочери Ангаре и юноши Енисее. В давние времена могучий Байкал был добрым и весёлым. Очень сильно любил он свою дочь – Ангару. Красивей её не было на свете. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца, никуда от себя не отпускал. Однажды, когда Байкал уснул, решила убежать Ангара к своему возлюбленному Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, не хотел отпускать единственную дочь. Поднялась свирепая буря, почернело небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, а птицы улетели к солнцу. Только ветер выл, да бесновалась вода. Могучий Байкал ударил с силой по высокой скале и бросил её вслед убегающей дочери. Скала упала прямо на горло красавице. Взмолилась красавица Ангара, задыхаясь и рыдая, стала умолять отца дать ей хоть каплю воды. «Я могу дать только свои слёзы», - ответил Байкал. И с тех пор вот уже Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами». - Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал и его обитателях. Кто-нибудь знает, что означает слово «Байкал»?(тюрк. «Бай – куль» - богатое озеро, бурятское «Байгал» - огненное озеро). - Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире? (его глубина 1642м.) - А как вы думаете, почему вода в озере холодная? Потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые. - Можно ли пить воду из Байкала? Почему? Среди скалистых снежных гор Тайгою дикой окружён, Лежит он чащей голубой. Седым Байкалом назван он. Вода в Байкале глубока. Чиста вода в Байкале. Она прозрачна, холодна. Вкусней найдёшь едва ли! - А сейчас мы с вами немного поиграем и превратимся в рыбок. Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнуться, разогнуться. То зароются в песке. Приседали столько раз Сколько рыбок здесь у нас Сколько чаек здесь у нас Столько мы подпрыгнем раз. - Мы с вами сегодня послушали легенду про Батюшку Байкал, почитали стихи, давайте по отгадываем загадки. Серебрист, подвижен, гибок, Он вкуснее многих рыбок Начинается на О … (омуль). Омуль – это эндемик озера Байкал. Эндемиками являются виды растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно своей территории. Другими словами, это те растения и животные, которые есть только в одном месте. В нашем случае – это озеро Байкал. Омуль водится только на Байкале. Весит обычно 1—1,5 кг, встречаются особи весом до 7 кг. Бледно-розова, нежна Студёная вода нужна А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает (голомянка) Голомянка – сама удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды. Опасней всех она Хитра, прожорлива, сильна Притом такая злюка Конечно это (щука) Щука в Байкале появляется главным образом летом на мелководье, где питается бычками, сорогой и другой рыбой. Но в некоторых районах, в Малом Море, Чивыркуйском заливе и других, щука обитает круглый год. Одни пасутся в чистом поле, Другие плавают на воле. Одних по всей земле встречали, Другие водятся в Байкале. Широкий лоб, приличный хвост, Как их название - вопрос! (бычок- широколобка). Большеголовая широколобка обычно имеет длину 13-16 см, иногда 22 см. Голова значительно шире туловища. Хвостовой плавник закруглен. Окраска обусловлена местом обитания и меняется от темно-зеленый до темно-коричневый. У рыб, встречающихся на песчано-каменистых грунтах, преобладает серо-бурый цвет на спине и боках, а на всех плавниках наблюдаются черные пятна. Этот вид обитает только в озере Байкал. Серебрист, подвижен, гибок, Он вкуснее многих рыбок Даёт ухе особый вкус Байкальский (хариус) Хариус широко распространенным по всей Сибири, разделяют его на два вида, так называемых черного и белого хариусов. Чёрный хариус обитает в южной и северной частях озера Байкал и в реках. Белый хариус немного крупнее чёрного. Он встречается только в озере Байкал. В нежном логове родится Простудиться не боится Подрастёт. Начнёт нырять, Шубку белую менять (нерпа) Нерпа один из трех пресноводных видов тюленей в мире, единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале. Раз она обитает только на Байкале, то… она является эндемиком. - А что интересного мы знаем о нерпе? Это животное, которое живёт в Байкале. Лежбище на Ушканьих островах. У нерпы есть лапы и хвост. У нерпы рождаются детёныши – бельки. Нерпа спит в воде. Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков. - А почему нерпа толстая. - Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет ее высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи. Байкальский осетр - самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Основной пищей байкальского осетра служат личинки насекомых, все виды ракообразных и байкальские широколобки. - Сегодня, я предлагаю вам раскрасить замечательную и очень милую нерпу. Практическая часть. - Прежде чем мы с вами начнем наше занятие давайте проверим, все ли готово для выполнения работы! На наших столах должны быть расстелены клеёнки для лепки, приготовить наш инструмент для работы, стек (пластмассовый нож), а так же я вам раздам раскраску с нерпой. - Ребята, теперь, когда у нас готово рабочее место, скажите, как мы будем раскрашивать нашу нерпу? - Молодцы! - Мы вспомнили, как надо раскрашивать пластилином. Не забываем, если вы вышли за контур рисунка, пластилин можно аккуратно убрать с помощью стека. - Скажите, какие пластичные свойства пластилина вы знаете? (Пластилин может а) мяться; б) скатываться; в) размазываться; г) рваться (при затруднениях в ответах помогаю). - Молодцы! Организация работы по созданию продукта деятельности. - Для того чтобы подготовить наши пальчики к такой непростой, но интересной работе, давайте их потренируем, сделаем разминку. - Пальчиковая гимнастика "Тук-тук-тук" Пальцы в гости приходили. (Хлопки в ладоши) Тук-тук-тук- стучали в дверь. (Постукивание по столу подушечками пальцев) Только дверь им не открыли. Думали, там страшный зверь. (Постукивание в кулаки) Давайте же начнем творить! - Прежде чем начнем работать пластилином, давайте проговорим несколько правил: 1) нельзя брать стек, без надобности 2) пластилин, не пробуем на вкус, и не кидаем на пол - Какие по цвету могут быть нерпы? - Правильно, и теперь мы выбираем цвета для нерп, отщипываем или отрезаем с помощью стека кусочек пластилина, и начинаем размазывать его по нашей картинке. Во время выполнения практической работы веду индивидуальную и фронтальную работу. Рефлексия результатов занятия - Итак, мы раскрасили наших нерп! А теперь ребята, я попрошу вас убрать все из рук, и подведем небольшой итог нашего творческого занятия - С каким озером мы сегодня познакомились? - Как звать красавицу дочь озера Байкал? - С какими эндемиками мы познакомились? - С каким материалом мы сегодня работали? - Что нового вы узнали о нем? - Вам понравилось то, что вы сегодня делали? Заключительный этап - Ребята, посмотрите, какие замечательные нерпочки у нас получились. Все мы делали одинаковую работу, работали одним материалом, но получились наши работы разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. - Все молодцы. Спасибо за работу. А теперь убираем свое рабочее место! 4 октября 2022 в 10:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.